Продолжим. Сегодня мало картинок но много букв.
Часто бывает так, что какая-нибудь фотография перерастает рамки своего жанра и становиться Символом, именно с большой буквы.
Символом человеческих достижений, духа времени или просто происходящих в данный момент событий.
Этот символ может оставить большой отпечаток в мировой культуре, вдохновляя других людей на создание картин и памятников, на заимствование его идеи в кино и фотографии, ну и просто пародирования его в комедиях.
Я намериваюсь сделать мини серию статей о таких фотографиях. Ровно по одной статье на фото. С рассказом о том как кем и в каких обстоятельствах она была сделана. Эти обстоятельства всегда добавляют фотографии фон, и помогают лучше понять то что хотел выразить фотограф, делая снимок. Этот эффект обстоятельств съемки даже породил такое понятие как «фотограф разговорного жанра». Представьте на выставке у своего часто не слишком интересного снимка стоит мужик, который долго и увлекательно рассказывает всем желающим как он после ночи игры в литрбол с начальником тюрьмы в его кабинете, получил таки разрешение снять репортаж в зоне, и тут же, бес перерыва на сон, пошел творить шедевры. Смориться сие забавно, но не лишено права на жизнь, и кстати история сия основана на реальных событиях))
Начнем обзор с фотографии оставивший наибольший след в американской, и к сожалению как следствие в мировой культуре, всем сомневающимся в подавляющем доминировании американской культуры на планете рекомендую посмотреть, ну хотя бы на казахских рэпперов, или на нашего деда мороза на котором все отчетливее проступает санта-клаусовский колпак с помпончиком. Впрочем, я увлекся, итак:
Поднятие флага над Иводзимой, 23 февраля 1945 года. Фотография Джо Розенталя.
Джо Розенталь (1911—2006), американский фотограф, родился в семье русских еврейских эмигрантов. В юном возрасте перешел в католицизм. (Комод-3 да это ж ты вылитый))
Розенталь не был принят в армию по причине плохого зрения, он присоединился к Associated Press и последовал за морской пехотой в тихоокеанский театр военных действий. Там он прослыл самым известным и продуктивным хроникером военных событий на Тихом океане.
Бой за Сурибати и обстоятельства съемки.
20 февраля, после артподготовки, один полк морской пехоты США начал наступление на юг, на гору Сурибати, а три других — на север, в направлении плато. Последним удалось к вечеру занять аэродром Тидори и изолировать гору Сурибати от главного штаба японцев. У самой горы Сурибати сложилась другая ситуация, и американцы не смогли взять её с первой попытки. В ходе боёв за гору огонь американцев из стрелкового оружия был неэффективен против подземных укреплений и дотов, поэтому те использовали огнемёты и ручные гранаты.
21 февраля, когда начала десантирование подоспевшая из Юго-Восточной Азии 3-я дивизия морской пехоты США, на американские суда у берегов Иводзимы совершили нападение японские камикадзе на 32 самолётах Их атака была успешной — удалось потопить авианосец США «Бисмарк Си» и сильно повредить авианосец «Саратога». Налёты камикадзе продолжались ещё несколько дней. 22 февраля 4-ю дивизию морской пехоты, понёсшую серьёзные потери, сменила 3-я дивизия. 5-я дивизия продолжала бой за Сурибати. Солдаты США полностью выжигали всё, находившееся в подземных укреплениях противника. Также они засыпали туннели, таким образом изолируя от внешнего мира целые японские части. Ночью сопротивление войск Японии было сломлено, и Сурибати попала под контроль сил США. 23 февраля солдаты 5-й дивизии подняли на вершине горы флаг США.
Вскоре после поднятия первого флага на горе Сурибати командир батальона подполковник Джонсон отправил лейтенанта Таттла на один из кораблей за большим боевым флагом: «Достаточно большим, чтобы люди на другой стороне острова могли его видеть. Это поднимет их дух» — сказал он лейтенанту. Таттл поднялся на борт и выбрал самый большой флаг (2,5 на 1,5 метра). По странному стечению обстоятельств, этот флаг, который вскоре будет установлен на первой захваченной японской территории, был несколько лет назад спасен на Пирл-Харборе.
Когда лейтенант вернулся подполковник Джонсон приказал передать флаг рядовому первого класса Рене Гэгнону, который вместе с сержантом Майклом Стрэнком, капралом Харлоном Блоком, рядовыми Франклином Соусли и Айрой Хайесом понес этот флаг на гору Сурибачи. Одновременно с ними отправился Джо Розенталь (Joe Rosenthal) — фотограф, работающий на Ассошиэйтед Пресс.
Когда они пришли на вершину горы, поджидающий их там лейтенант Шрейер решил, что нужно одновременно поднять новый флаг и опустить старый. Сержант Стрэнк, капрал Блок, рядовые Хайес и Соусли закрепили флаг на самодельном флагштоке и попытались установить его в каменистую землю. У них это плохо получилось и рядовой Гэгнон с армейским санитаром Джоном Брэдли пришли к ним на помощь. Сцену, на которой они вшестером пытаются закрепить флаг, и увековечил Джо Розенталь на своей знаменитой фотографии.
Позже он вспоминал, что важную роль в появлении фотографии сыграл случай. Он прибыл на вершину в момент, когда лейтенант Шрейер готовился снять первый флаг. Сначала Розенталь надеялся сфотографировать сцену одновременного опускания первого флага с поднятием второго. Но когда он понял, что не успеет приготовиться, то решил сосредоточиться на поднятии второго флага. Он отошел на 10 метров назад, чтобы занять лучшую позицию, но обнаружил, что находится слишком низко. Он быстро построил себе возвышение из камней и приготовился фотографировать.
Но тут как раз лейтенант Шрейер прикрыл собой солдат поднимающих флаг. Когда он отошел сержант Билл Генауст, батальонный кинооператор, проскочил перед ним и занял позицию справа. «Я не мешаю, Джо»? — спросил он. «Нет», — ответил Розенталь и спросил как у него дела. «Пока мы обменивались любезностями, я чуть было не пропустил свой момент», — вспоминал Розенталь, — «но я вовремя опомнился, поднял камеру, подождал, пока мне не показалась, что действие достигло своего апогея и сфотографировал».
Всего Розенталь сделал в тот день 18 снимков. Среди них фотография двадцати восьми моряков позирующих возле флага. Когда через несколько дней редактор прислал телеграмму с вопросом была ли фотография постановочной, он решил, что спрашивают именно об этом снимке и ответил утвердительно.
Но фотография поднятия флага не была постановочной. Как говорил сам Джо Розенталь: «Если бы я планировал этот кадр, я бы все испортил. Я бы взял меньшее количество людей… Я бы заставил их повернуть головы к камере. В общем, получил бы совсем другой результат».
Фотография имела важное символическое значение, а позже под названием «Поднятие флага на Иводзиме» получила Пулитцеровскую премию. Вблизи Арлингтонского национального кладбища в Арлингтоне по мотивам фотографии «Поднятие флага на Иводзиме» был сооружён монумент павшим солдатам США. Клинтом Иствудом был снят фильм «Флаги наших отцов» Являющийся составной частью дилогии, рассказывающей о сражениях за остров Иводзима во время Второй мировой войны. Фильм «Флаги наших отцов» показывает события глазами американских солдат, а фильм «Письма из Иводзимы» - с точки зрения японских. Сам фильм рассказывает о дальнейшей судьбе шестерых американских пехотинцев которые собственно и подняли флаг запечатленной на фотографии.
Также фотография служила доказательством эффективности морской пехоты, в необходимости которой сомневались многие современники. Секретарь ВМФ США Джеймс Форрестол, увидев фотографию, обратился к генерал-лейтенанту Смиту: «Холланд, поднятие этого флага на Сурибати означает, что корпус морской пехоты будет существовать следующие пятьсот лет».
За сим о фотографии и флаге вроде бы все, однако небольшой отряд уцелевших японцев перешёл в контрнаступление, вновь занял вершину Сурибати и сбросил американский флаг, подняв на его месте японский. Вершина ещё два раза переходила из рук в руки, пока её окончательно не заняли американцы. По свидетельствам очевидцев, японский флаг весь покраснел от крови его защитников. Официальный Вашингтон отрицает смену флага.
Текст частично написан мной, частично скомпонован из открытых источников, ну ладно, большей частью скомпонован)
Отредактировано trike (2010-02-10 21:56:56)